Мятеж перекинулся с Турции на Армению

Сторонники армянской оппозиции захватили полицейский участок, взяв заложников, в числе которых один из руководителей полиции страны. Мятежники заявили, что это первый шаг к смене власти в Армении. Однако едва ли это так: поддержка среди населения у радикалов минимальна.

На фоне драматических событий в Турции особое внимание привлекли распространенные в воскресенье утром в соцсетях обращения о начале вооруженного восстания в Армении против президента Сержа Саргсяна. Некая группа оппозиционеров, назвавшая себя «защитниками армянского народа», заявила о намерении «изменить обстановку» в стране. «Мы уже захватили одну из основных баз полиции в Ереване и контролируем квартал в Эребуни», — цитирует обращение ТАСС.

Однако действительность оказалась более прозаична, хотя и трагична. Нападавшие — а их количество, видимо, не превышает трех десятков — не заняли квартал Эребуни, где, в частности, находится аэропорт Еревана. Но захватить местный полицейский участок неожиданной атакой, произошедшей в пять часов утра, им действительно удалось.

Во время тщательно подготовленного нападения погиб заместитель начальника полка патрульно-постовой службы полковник Артур Ваноян. Видимо, главной мишенью нападавших был находившийся в участке заместитель начальника полиции страны Вартан Егиазарян. Его и еще нескольких человек взяли в заложники.

«Вооруженная группа требует освобождения Жирайра Сефиляна, отставки президента Армении Сержа Саргсяна и передачи власти народу», — заявил депутат армянского парламента Никол Пашинян, побывавший на месте действия. Сейчас по всей республике идут аресты сторонников Сефиляна. При этом уличных протестов в поддержку нападавших в стране нет, что неудивительно.Жерайр Сефилян — фигура в армянской политике достаточно интересная, но относящаяся к безнадежным маргиналам. Он принадлежит к особой категории людей, уже доставившей немало хлопот армянским властям — выходцам из Ливана, принимавшим участие в Карабахской войне. Сефилян родился в Бейруте в 1967 году. Его юность пришлась на гражданскую войну в Ливане, в которой он, как многие его армянские сверстники, участвовал в одном из отрядов, созданных националистической радикальной организацией Дашнакцутюн. С началом военного конфликта в Карабахе он приехал туда в качестве добровольца.

Сефилян возглавлял так называемый Шушинский особый батальон. Это подразделение было тесно связано с Дашнакцутюн (частично его и составляли члены этой партии) и отличилось прежде всего на начальном этапе Карабахской войны. Сам Сефилян, по отзывам знающих его людей, отличался большой личной храбростью. За мужество, проявленное в боях, он был награжден орденом «Боевой крест».

Если боевые действия Шушинского особого батальона были достаточно успешными, то последующая политическая карьера Сефиляна никак не может быть названа впечатляющей. Из-за радикализма и эпатажных высказываний Сефиляна даже называли «армянской Новодворской». Он находился в последовательной оппозиции всем президентам Армении и Нагорного Карабаха, критикуя их по самым различным поводам.

Главный из них — это подозрения Сефиляна в том, что власти страны могут пойти на какие-то уступки Азербайджану. Более того, он является, пожалуй, единственным нынешним армянским политиком, который прямо выступает за новую войну с азербайджанцами. Ее итогом, по мнению Сефиляна, должен стать окончательный разгром противника, которого, как он выразился, «мы должны поставить на колени».

Широко известна его фраза, сказанная по армянскому телевидению: «Войны бояться не надо».

Кстати, Россию в качестве союзника в будущей войне с Азербайджаном он не видит. Сефилян опять-таки является одним из немногих армянских политиков, кто выступает за вывод из Армении российской военной базы в Гюмри, которую он считает «проводником российских интересов на Южном Кавказе».

Из-за чрезмерного радикализма ему не удалось создать сколько-нибудь большую группу сторонников (хотя среди ветеранов Карабахской войны и представителей диаспоры он пользуется уважением за боевые заслуги), а также наладить устойчивый союз с более респектабельной армянской оппозицией.

В 2006 году он был арестован и осужден за хранение оружия и призывы к насильственной смене конституционного строя и приговорен к полутора годам тюрьмы. После отбытия срока казалось, его политическая звезда окончательно закатилась. Однако Сефилян-политик пережил, можно сказать, «второе рождение» после президентских выборов 2013 года. Он пытался, с некоторым пропагандистским успехом, организовать кампанию их бойкота и даже создал некий «Учредительный парламент», который по его мысли должен стать альтернативным органом власти.

Кроме того, Сефилян поддерживал прозападного кандидата в президенты Раффи Ованнисяна. Но скоро разочаровался в его методах, сочтя их слишком умеренными и непоследовательными. Сефилян проявил себя и во время протестов апреля 2015 года против повышения тарифов на электроэнергию. В них он принял активное участие, безуспешно добиваясь их превращения в революцию.

И вот 23 июня этого года Сефилян был арестован. Как передает «Новости-Армения» со ссылкой на главное управление по расследованию особо важных дел следственного комитета страны, Сефилян «поддерживал непосредственные контакты с разными людьми, привлеченными в качестве обвиняемых по уголовному делу, которым напрямую поручал перевозить оружие и боеприпасы и хранить в разных местах, а также быть готовыми в случае соответствующего приказа использовать их».

Вероятно, к действиям его подтолкнули бои 2—5 апреля на линии армяно-азербайджанского противостояния. «Противник не оставил нам выхода, необходимо поставить его на колени, необходима общенациональная мобилизация, создание правительства доверия, и если власти не пойдут на этот шаг, народ будет вынужден заставить их перейти к действиям», — заявил он вскоре. Однако развить бурную активность ему помешал арест.

Следует заметить, что современная Армения знает случаи не только политических уличных выступлений против власти, но и настоящих актов терроризма. Самый яркий пример — нападение на армянский парламент 27 октября 1999 года. Тогда от рук радикала Наири Унаняна, несколько похожего по своим убеждениям на Сефиляна, погибло восемь человек, в числе которых — тогдашний премьер-министр Вазген Саркисян и спикер парламента Карен Демирчян

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )