Подписав акционерное соглашение по трансбалтийскому газопроводу Nord Stream 2, «Газпром» сформировал блок крупнейших европейских энергокомпаний, заинтересованных в поставках российского газа в обход Украины.
Как пишет «Коммерсант», реализация проекта сделает Германию основным центром распределения российского газа в Европе и, по сути, позволит отказаться от поставок через Украину и лишит Киев транзитных платежей.
Такой подход резко противоречит публичной политике Берлина, по-прежнему поддерживающего Киев.
Как известно, 31 августа, «Газпром» подписал с европейскими энергокомпаниями обязывающее акционерное соглашение по строительству газопровода Nord Stream 2.
Монополия будет владеть контрольным пакетом, немецкие E.On и Wintershall, австрийская OMV и англо-голландская Shell получат по 10%, французская Engie — 9%.
Кроме того, «Газпром» неожиданно вернулся к сделке по обмену активами с немецкой BASF (материнская компания Wintershall).
Переговоры по ней начались еще в 2012 году, но в конце 2014 года она была остановлена по инициативе немцев, хотя Еврокомиссия дала свои разрешения.
За две недели до этого «Газпром» отменил проект South Stream, а уже этой весной глава компании Алексей Миллер в Берлине заявил, что если ЕС хочет уйти от отношений взаимопроникновения и взаимозависимости в газовой сфере, то и «Газпром» будет менять свою стратегию.
На рынке это заявление восприняли как отказ от политики выхода на конечного потребителя в Европе, которую «Газпром» вел десять лет.
Теперь, закрывая сделку с BASF, «Газпром» совершил еще один крутой поворот: монополия консолидирует доли в компаниях по сбыту и хранению газа в Германии Wingas, WIEH и WIEE и получает 50% в WINZ (владеет месторождениями в Северном море).
Это противоречит идее выхода из европейских активов и ставит «Газпром» под удар в том случае, если на компанию будут распространены санкции.
Но сделка свидетельствует и об изменении позиции BASF.
По словам источников, знакомых с ситуацией, немецкая компания затормозила сделку, поскольку «она была невозможна в тех политических условиях».
Само по себе подписание соглашения акционеров по Nord Stream 2 уже свидетельствует о том, что в ЕС, как и прежде, нет единой позиции ни по отношениям с «Газпромом» в целом, ни по наиболее острому сейчас вопросу транзита газа через Украину.
Крупнейшие энергокомпании Британии, Франции, Германии и Австрии подписались под проектом, реализация которого если не прекращает, то минимизирует транзит газа через страну, которую политически все эти государства продолжают поддерживать.
«Нафтогаз Украины» попросил «Газпром» выдать аванс украинской компании в счет будущих платежей за транзит газа в Европу, как это было при президенте Украины Викторе Януковиче, которого свергли действующие украинские правители.
По подсчетам Алексея Гривача из ФНЭБ, по текущей цене российского газа для Украины ($247,2 за 1 тыс. куб. м) необходимые 3 млрд куб. м обойдутся в $750 млн, что близко к стоимости транзита 23 млрд куб. м по действующему тарифу, или на 100–105 дней транзита.
Так, «Газпром» летом 2013 г. выдал «Нафтогазу» аванс за транзит в $1 млрд, на который украинская компания купила часть газа на отопительный период.